|
|

Ахпатский монастырь.
Колокольня. Хачкар 13 век

Монастырь Нораванк.
Притвор церкви святого Карапета.
1261 год.

Гарни. Языческий храм 1 века
н.э.

Кладбище в Норадузе.
Хачкары
XII-XIII веков.
|
|
|
Архитектура древней Армении. |
Благодаря своему расположению
Армения испокон веков впитывала
наследие различных культур как с
Запада, так и с Востока.
● В древности
территория Армянского
государства находилась в
непосредственной близости от
Месопотамии, откуда были
унаследованы многие традиции
жизнедеятельности, а также и
система обработки твёрдых
строительных камней и способы
производства керамических
изделий. На территории
современной Армении
располагалось государство Урарту
(Ванское царство). От населявших
Урарту народов были заимствованы
названия мест и конструктивная
схема мемориалов
- на плоской прямоугольной
каменной стеле выбивались
клинописные памятные тексты.
Подобные мемориалы -
хачкары - памятники
VIII-XVIII
веков сохранились и до
наших дней. Христианство как
государственная религия на
территории Армении было принято
в 301-303 году, что на десять
лет раньше выхода Миланского
эдикта Императора Константина. С
этого времени и начинается
развитие армянской культуры, как
неотъемлемой части
"Христианского Востока".

Амберд.
Крепость и храм. 10 век.
●
Сохранившиеся до наших дней
памятники раннего христианского
зодчества имеют неоценимое
значение как с точки зрения
общей Истории, так и для
понимания направлений развития
архитектуры начиная с ранних
веков нашей эры. О серьёзном
подходе к строительству
свидетельствуют соборы Авана,
Эчмиадзина, Талина, Аруча.
Принятые тогда крестовокупольные
конструкции сочетали в себе
выразительность внешнего вида и
прочность, благодаря которой
прекрасно сохранились до нашего
времени. Хачкары, как
дополнительный элемент к
сложившимся архитектурным
принципам, начали появляться в
седьмом веке н.э. Эта самобытная
форма изображения креста на
каменном блоке начиная с
восьмого века используется почти
повсеместно как способ наглядной
демонстрации принадлежности к
христианской вере. К тому же
хачкары несли на себе надписи,
оповещающие о своих создателях.

Санаин.
Общий вид монастыря.
●
Период зрелого средневековья для
Армении 10-14 веков характерен
массовым строительством
монастырских
комплексов. Имеющиеся к тому
времени монастыри
обстраивались
дополнительными сооружениями
-
появлялись
небольшие церкви с колокольнями,
а также здания трапезных и
библиотек. Архитектурные
ансамбли Гошаванк, Санаин,
Гегард, Ахпат
развивались именно по этому
пути. Следует отметить, что в
это время не существовало
единого Армянского государства -
были отдельные княжества,
столицы которых строились и
украшались в соответствии с
традициями Армянского зодчества.
На территории Малой Азии три
века (11-14 века)
просуществовало Киликийское
царство, сохранившиеся крепости
которого наглядно демонстрируют
о значительном влиянии как
Византийской культуры
градостроительства, так и
исламского мира на находившуюся
между ними независимые армянские
княжества.

Монастырь Нораванк. 13-14 век.
●
Начиная примерно с 14 века
территория Армянских государств
активно заселяется
представителями других культур,
преимущественно исламского
направления. Процесс вытеснения
армянских национальных традиций
со значительной территории,
населённой армянами, происходил
не одно столетие и в это время
не было никакой возможности
развивать своё
направление в архитектуре
- речь шла лишь о выживании
армянской нации как таковой.
●
Персидская часть
Армении вошла в состав России в
1828 году, интегрируясь в
близкую по христианскому духу
новую среду огромной Империи.
При этом значительная часть
армянского населения,
остававшегося на территории
Персии и Турции, имело желание
переселиться в Россию и согласно
мирным договорам с Персией и
Турцией довольно значительная
часть армянских семей
осуществило это желание, что
позволило им сохранить свою
самобытность и многовековую
культуру.
|
|